суббота, 12 сентября 2015
Близится выкладка челленджа высокого рейтинга, а это значит, что начитки тоже отметятся в списке командных работ. Маленький, но очень добрый монтажер ШтабРа решил поделиться с причастными к начитке/монтажу стартовым гайдом по монтажу звуковой дорожки.
Для начала у вас должен быть установлен Adobe Audition. Версия его критической роли не играет, но чем новее, тем лучше. У меня стоит вот эта версия. (Скачать торрент-файл). И к нему в пару стоит набор плагинов iZotope - NECTAR 2.00.516. (Скачать торрент-файл). Это наш основной хирургический набор для обработки начиток.
1. Загруженный файл, еще не подвергшийся нашим гнусным домогательствам.
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311548_2108273_b303c0299f.jpg)
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342443_3714868_b303c0299f.jpg)
2. Образец шума. В данной записи начитчик забыл, что в начале нужно дать 5-6 секунд чистого шума для последующей чистки. Но мы идем в конец трека и видим там чуть более подходящий по продолжительности кусочек.
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311548_4792885_ed163301cc.jpg)
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342443_9882699_ed163301cc.jpg)
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311548_6701527_36a26c4210.jpg)
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342443_4768899_36a26c4210.jpg)
3. Идем в Эффекты > Шумопонижение/Восстановление > Захват шума печати (Effects > Restoration (Noise Reduction/Restoration) > Capture Noise Print). Захватили. Теперь выделяем всю дорожку (Ctrl+A), затем снова Эффекты > Шумопонижение/Восстановление > Шумопонижение (процесс) (Effects > Restoration (Noise Reduction/Restoration) > Noise Reduction).
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311549_6540631_edd55ab46e.jpg)
![](http://storage6.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342444_3240728_edd55ab46e.jpg)
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311549_8633309_8ba5399466.jpg)
![](http://storage6.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342444_7552282_8ba5399466.jpg)
4. Открывается окно в котором мы подстраиваем бегунки таким образом, чтобы:
а) максимально снизить посторонний шум;
б) избежать искажения голоса начитчика.
Я подогнал так чтобы избежать булькающей бочки, но при этом минимизировать легкий шум и потрескивание микрофона. Прослушивать изменения можно там же. Применяем изменения.
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311549_7954758_f5a9f152bf.jpg)
![](http://storage7.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342445_7053985_f5a9f152bf.jpg)
![](http://storage6.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311550_6895209_da5e1d0687.jpg)
![](http://storage7.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342445_1614455_da5e1d0687.jpg)
5. Но чистки шума оказалось недостаточно, нужны более решительные меры. Поэтом мы идем дальше. Эффекты > Фильтр и ЭКВ > FFT фильтр (Effects > FFT Filter (process)). В данном подменю мы наблюдаем список разных эффектов, но нас интересует только один: Убрать шум микрофона (Kill the mic rumble). Применяем.
![](http://storage6.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311550_7012057_12e763328b.jpg)
![](http://storage8.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342446_2287012_12e763328b.jpg)
![](http://storage7.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311551_8561161_388951a5b4.jpg)
![](http://storage8.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342446_7520655_388951a5b4.jpg)
6. Подготовительный этап закончен. Приступаем к непосредственной чистке записи от щелчков, оговорок, вздохов. Для начала рекомендую масштабировать дорожку, чтобы сделать работу более комфортной. Как можно увидеть все остаточные шумы и щелчки, которые не удалились после предыдущих манипуляций стали намного заметнее.
![](http://storage8.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311551_2574736_9c5f4b8d95.jpg)
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342447_2053938_9c5f4b8d95.jpg)
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311551_4140705_83237b4f4d.jpg)
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342447_5230385_83237b4f4d.jpg)
![](http://storage7.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311552_7543205_d2f0523da1.jpg)
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342447_4834904_d2f0523da1.jpg)
7. Если с щелчками все понятно - просто удаляйте их ко всем чертям, то с вдохами нужно быть деликатнее. Есть три варианта действий с вдохами:
а) удалить полностью;
![](http://storage8.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311553_9022365_00bbae80f6.jpg)
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342448_6722948_00bbae80f6.jpg)
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311554_7830893_087ee2ac20.jpg)
![](http://storage6.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342448_1825972_087ee2ac20.jpg)
б) приглушить;
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311555_2802742_75b71c718e.jpg)
![](http://storage7.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342449_5442102_75b71c718e.jpg)
Для второго варианта мы идем в Эффекты > Амплитуда и сжатие > Усиление (Effects > Amplitude and Compression > Amplify) и выбираем подходящую к каждому конкретному вдоху степень понижения.
![](http://storage6.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311556_3034807_ea1841facf.jpg)
![](http://storage8.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342449_7121032_ea1841facf.jpg)
Если у вас в наличии громкий вдох:
![](http://storage7.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311557_8338586_3ff3df716d.jpg)
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342450_4027290_3ff3df716d.jpg)
И ваше чувство прекрасного не желает с ним расставаться, то можно его приглушить полностью или же (что в большинстве случаев уместнее) только его пик. Далее применяется процедура Эффекты > Амплитуда и сжатие > Усиление (Effects > Amplitude and Compression > Amplify) на выделенный участок.
![](http://storage8.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311558_8068036_97f9dbf7f6.jpg)
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342450_4095493_97f9dbf7f6.jpg)
В данной аудиозаписи целесообразнее этот вдох удалить полностью.
в) в случае, если у вас начитка художественного текста удалить вздох - значить забрать естественную паузу у текста, чего делать нельзя. В таком случае самое разумное это применить Эффекты > Тишина. Вздоха не будет, но останется естественная пауза.
![](http://static.diary.ru/userdir/7/5/2/3/752309/thumb/83311052.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/7/5/2/3/752309/83311052.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/7/5/2/3/752309/thumb/83311053.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/7/5/2/3/752309/83311053.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/7/5/2/3/752309/thumb/83311056.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/7/5/2/3/752309/83311056.jpg)
8. Как только вы удалили все оговорки/щелчки/вдохи, начинается финишная прямая. По желанию, для более интересного звучания вы можете применить один из плагинов iZotope - NECTAR. Идем по пути Эффекты > VST > Effect > iZotope Inc. > iZotope Nectar 2 (Effects > VST > Effect > iZotope Inc. > iZotope Nectar 2).
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311559_1314018_9f214bb366.jpg)
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342451_4119576_9f214bb366.jpg)
В первую очередь нас интересуют пункт Voice Over & Dialogue, а в нем: Audiobook, Podcast Ready и Radio Commercial. Они помогут сделать звук объемнее, чище и глубже. Если после применения любого из эффектов вы слышите эхо, дребезжание или любой другой посторонний звук, то закрываете окошко плагинов и идете дочищать запись.
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311560_1702340_be506e4347.jpg)
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342451_1115743_be506e4347.jpg)
![](http://storage6.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311561_5455049_74b12558a1.jpg)
![](http://storage6.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342452_2510238_74b12558a1.jpg)
9. Ваша запись готова. Теперь время поработать с подложкой и джинглами (если они есть). Добавляете в список файлов будущую подложку и джингл.
NB! Подложка должна быть без голоса. Желательно подбирать подложку созвучную ритму и темпу начитки, без скрипичных (или приглушить их на месте) и шквала высоких нот (подложка тише начитки, поэтому у вас останется только повизгивающее нечто, что едва ли входит в ваши планы).
Для того, чтобы сопоставить все три файла нам нужно перейти в Мультитрек и создать новую сессию. В открывшемся окошке должны быть следующие данные:
Частота - 44100
Разрядность - 32 бит
Мастер - Стерео
![](http://storage7.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311561_8871851_9b0f02671b.jpg)
![](http://storage6.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342452_1885173_9b0f02671b.jpg)
![](http://storage8.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311562_2207062_1bdce38466.jpg)
![](http://storage7.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342452_2160671_1bdce38466.jpg)
Выставляем наши дорожки в нужном порядке. Джингл - Начитка - Подложка.
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311563_4829114_e1a4ad9a1a.jpg)
![](http://storage8.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342454_4221696_e1a4ad9a1a.jpg)
Теперь важно передвинуть джингл от начала подложки на 3 секунды. Это нужно в первую очередь для радиосервера, но большинство проигрывателей тоже скажут вам спасибо. Соответственно сдвигаем все остальные дорожки.
Начитка не должна начинаться вровень после джингла между ними должно быть 1,5-2 секунды разницы, в отличии от подложки, которая должна начинаться сразу же после джингла.
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311564_5139487_2a7a99cbd5.jpg)
![](http://storage7.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342455_1997001_2a7a99cbd5.jpg)
![](http://storage6.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311565_7227317_2ee31a1c37.jpg)
![](http://storage8.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342456_4389379_2ee31a1c37.jpg)
Как вы можете заметить моей подложки не хватает на всю начитку. Здесь рекомендую миксовать подложки, чтобы разнообразить звучание, но можно и шпарить одной и той же. Предварительно проследив, чтобы был плавный и логичный переход между концом одного файла и началом следующего.
![](http://storage7.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311566_9682026_d34dbc1f28.jpg)
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342457_5884094_d34dbc1f28.jpg)
10. Подгонка звука. Подложка никогда не должна перебивать начитку. Никогда. Поэтому ее мы уводим почти на грань слышимости, но не до полного исчезновения (следите, чтобы ее было слышно по всей записи).
![](http://storage8.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311567_4571711_2a55b23b50.jpg)
![](http://storage7.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342458_3142268_2a55b23b50.jpg)
11. У вас все готово? Теперь время свести три дорожки в одну. Идем в Мультитрек > Микшировать сессию в новый файл > Вся сессия (Multitrack > Mixdown To New File > All session).
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311568_7232438_ac05af94f2.jpg)
![](http://storage8.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342459_7732033_ac05af94f2.jpg)
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311569_7999821_9b207b2bf9.jpg)
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342460_6131015_9b207b2bf9.jpg)
12. Дальше вам нужно сохранить начитку. Файл > Сохранить как (File > Save as).
![](http://storage6.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311570_1979249_81b9be1851.jpg)
![](http://storage5.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342461_7346657_81b9be1851.jpg)
В данном окошке важно ввести следующие значения:
Название: Название команды - Название текста
Путь сохранения: Куда вам удобно
Формат: MP3
Тип: 44100 Гц Стерео, 32
Формат параметров - Mp3 128 kbps CBR (стандартный параметр)
Жмем "Ок", ждем пока файл сохранится и дальше идем на него смотреть.
13. Этот пункт для параноиков и перфекционистов. Открываем Свойства файла.
![](http://storage8.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311581_6844224_1db25c63c6.jpg)
![](http://storage6.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342461_6667041_1db25c63c6.jpg)
Идем во вкладку Подробно. Там в графе Название - вы прописываете название текста, в графе Исполнитель - название команды.
![](http://storage9.static.itmages.ru/i/14/0910/s_1410311582_5876702_0b1c5af047.jpg)
![](http://storage7.static.itmages.ru/i/14/0910/h_1410342462_5978742_0b1c5af047.jpg)
14. Применяем. Заливаем. Отдаем. Радуемся.
Хочу отметить, что это очень обобщенный вариант обработки начитки, поскольку у всех начитчиков разные условия записи и микрофоны, следовательно и разные шумы/вдохи/всхлипы/манера переначитки оговорок/etc. Но в большинстве своем как опорная конструкция гайд вам поможет.
Напоследок немного житейской мудрости:
- не стесняйтесь заставлять начитчика переначитывать, если запись получилась плохая. В человекочасах - переначитать текст будет быстрее, чем поднять со дна запоротый файл.
- не пытайтесь выжечь напалмом весь шум - это может испортить звучание. Мизерное количество фонового шума - это не плохо.
- отслушивайте конечный вариант и с колонок, и в наушниках, чтобы выравнять громкость.
Полезные ссылки:
Jamendo - база треков для подложек (вообще, не только, но в нашем случае подложек). Поиск немного подтормаживает, но оно того стоит.
WikiSound - ответы/советы на все случаи жизни.
Обращайтесь за помощью/советом к ШтабРа. Легкого вам монтажа!
Вопрос: Пригодилось?
1. Да, спасибо. |
|
21 |
(58.33%) |
2. А для начитчиков будет? |
|
15 |
(41.67%) |
|
|
|
Всего: |
36 Всего проголосовало: 27 |
@темы:
#Кладовка